Справочник по грузовым автомобилям - Руководства по ремонту автомобилей

Перейти к контенту

Главное меню:

Справочник по грузовым автомобилям

Библиотека
 

Руководства по ремонту грузовых автомобилей
Руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию грузовых автомобилей

Avia BAW Beifan DAF Dong Feng FAW Foton Freightliner Hania Hino Howo IFA International Isuzu Iveco Kenworth MAN Mercedes Benz Mitsubishi Peterbilt Renault Scania Shaanxi Shacman Tata Volvo БелАЗ ГАЗ ЗИЛ КамАЗ КрАЗ МАЗ Урал

 

Термины и определения для грузовых автомобилей



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВОЙ ТЕХНИКИ


  •    Типы

  •    Колесные формулы

  •    Подвески

  •    Трансмиссии


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУЗОВИКОВ


  •    Ксеноновые фары

  •    Навигационная система

  •    Кондиционер с ручным управлением

  •    Автоматический климат-контроль

  •    Моторный тормоз

  •    Подогрев сидений

  •    Адаптивный круиз-контроль

  •    Система курсовой устойчивости

  •    Парковочный радар

  •    Камера заднего вида

  •    Противотуманные фары

  •    Дополнительные спойлера

  •    Электронный ограничитель скорости

  •    Стояночный отопитель двигателя

  •    Автономный отопитель кабины

  •    Зеркала с электроприводом и подогревом

  •    Наружный солнцезащитный козырек

  •    Проблесковые маячки

  •    Люк в крыше кабины

  •    Электрокорректор угла наклона фар

  •    Омыватель фар

  •    Электрический привод подъема кабины

  •    Центральный замок с дистанционным управлением

  •    Многофункциональное рулевое колесо

  •    Сейф в кабине

  •    Противоугонная система

  •    Предупреждающая система о покидании полосы

  •    Датчик дождя


ТИПЫ КУЗОВНЫХ НАДСТРОЕК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


  •    Бортовой открытый

  •    Автобетоносмеситель


Типы


Грузовые автомобили условно можно раздеить на два основных типа:

   Седельные тягачи
   Шасси с кузовными надстройками

Седельный тягач — грузовой автомобиль, работающий с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма — седла.



Колесные формулы


Колёсная формула — условное обозначение, указывающее полное количество колёс транспортного средства и количество его ведущих колёс.

Колёсная формула обозначается двумя числами и имеет вид [общее число колёс] * [число ведущих колёс]. Колёсная формула 6х4 — означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие. Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4х4, 6х6, 8х8, 10х10 и т. д.).

В зависимости от назначения можно разделить многоосные грузовые машины на магистральные грузовики и грузовики, предназначенные для работы не только на дорогах с твердым покрытием, но и на грунтовых. Первые, как правило, выпускаются с колесной формулой 4х2, а в трехосном исполнении имеют колесную формулу 6×2, реже 6×4. Вторые — 6×4 или 6×6. Колесная формула 8×2 и 8×4 используют на специальных шасси для установки кранового оборудования, цистерн, самосвальных кузовов и т. д.



Подвески

Рессорная подвеска


Наиболее популярными по частоте применения на современной технике типом подвески являются рессоры. Они бывают разной конструкции, имеют разную технологию изготовления, но именно они наиболее массово применяются на современных грузовиках, и их можно встретить как на магистральных тягачах, так и на строительной технике, развозных городских машинах. Рессора проста по конструкции и в ремонте, но не лишена и целого ряда серьезных недостатков. К главным из них относятся: высокое межлистовое трение, способное сильно ухудшить плавность хода на хорошей дороге, а также невысокая долговечность. В настоящее время при эксплуатации в хороших дорожных условиях (асфальтовое покрытие) долговечность рессор магистральных грузовиков составляет 100 – 150 тыс. км пробега, но в плохих условиях (грунтовые дороги, работа на стройках) она падает вдвое.

Пневматическая (воздушная) подвеска


Пневмоподвеска - главное ее преимущество по сравнению с рессорной в меньшем весе, ее расходные материалы дешевле, и грузовик имеет лучшую плавность хода. Заводская цена грузовика с пневмоподвеской выше, чем машины с рессорной, но замена подушки в процессе эксплуатации дешевле, чем целой рессоры. Кроме того, грузовики с пневмоподвеской меньше разбивают асфальт дорог, поэтому магистральные тягачи чаще всего комплектуются пневмобаллонами. Минус такой подвески в том, что она требует дополнительных воздушных кранов и трубок и более мощного воздушного компрессора.

Пневматическая подвеска представляет собой четыре резиновые пневматические подушки, установленные вместо пружин, при этом амортизаторы остаются на привычных местах. Давление в подушках создается электрическим компрессором поршневого типа. Управление каждой подушкой осуществляется компьютером через электронный блок клапанов (по два клапана на подушку), а данные о положении подвески считываются через датчики высоты, установленные на каждом продольном реактивном рычаге. Несмотря на простоту конструкции, пневматическая система подвески обладает выдающимися функциональными возможностями, не ограниченными только защитой перевозимого груза. От других систем подвески она отличается повышенной жесткостью, что обеспечивает повышенное сопротивление крену и, следовательно, исключительную устойчивость автомобиля. Это свойство пневматической подвески может оказаться весьма важным для тех операторов, которые занимаются перевозкой тяжеловесных грузов.

Следует отметить, что современные производители грузовой техники широко применяют комбинированную подвеску, состоящую из рессор и пневмоэлементов.



Трансмиссии


На сегодняшний день в грузовых автомобилях применяются коробки передач (КП) трех основных типов – механические, автоматические и автоматизированные.

Механические коробки передач


Механическая коробка передач (МКПП) — тип трансмиссии в котором выбор передачи осуществляется водителем вручную. Число передач в механических коробках грузовых автомобилей варьируется от 5 до 16. Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой.

Автоматизированные коробки передач


Промежуточное звено между АКПП и МКПП — так называемая автоматизированная или «роботизированная» коробка переключения передач. В простейшем случае, автоматизированная коробка представляет собой обыкновенную МКПП, управляемую электронным блоком управления при помощи сервоприводов вместо традиционной ручки. Они избавляют водителя от одной из наиболее энергоемких операций, связанных с переключением передач: или от выжима педали сцепления, или от собственно переключения, которое сводится к заданию передачи с помощью джойстика. Это придает МКПП свойства АКПП, однако переключения передач, как и в обычной МКПП, занимает некоторое время. Это приводит к замедлению разгона и создаёт характерные для МКПП «рывки» при переключении передач.

Автоматические коробки передач


Автоматическая трансмиссия (АКП) — оптимальное решение для автомобилей, которые часто останавливаются и трогаются с места. Одно из основных преимуществ АТ – это отсутствие разрыва потока мощности при переключении передач. Благодаря этому передачи переключаются очень плавно, поэтому существенно снижаются нагрузки на узлы трансмиссии, т. е. сокращается их износ. Повышается и проходимость машины – при прохождении сложного участка бездорожья на автомобиле с механической КП (МКП) или роботизированной КП заранее выбирается передача, и переключаться на другую в движении не рекомендуется – передача мощности на колеса прервется, а значит, автомобиль может застрять. В такой ситуации автомобиль порой долгое время идет на пониженной передаче, что вызывает перерасход топлива. На автомобиле с АКП на таком же бездорожье передачи переключаются по мере необходимости, так как поток мощности на колеса при этом не прерывается.



Ксеноновые фары


По сравнению с галогеновыми, ксеноновые лампы обеспечивают большую яркость, большую ширину и глубину светового пучка, делая видимыми предметы, которые при освещении обычными фарами оставались бы малозаметными.



Навигационная система


Навигационная система предназначена для определения местоположения грузового автомобиля. Современные системы отличаются развитой системой картографии автодорог, наличием голосовых подсказок, возможностью прокладки оптимального маршрута с учетом знаков дорожного движения, светофоров и т.п. Некоторые авто навигаторы способны принимать со спутника информацию о пробках и строить маршрут движения с учетом заторов.



Кондиционер с ручным управлением


Кондиционер устанавливаемый в грузовом автомобиле, позволяющий охлаждать воздух в кабине. В отличие от автоматического климат-контроля температуру в кабине необходимо регулировать вручную, выбирая температуру и интенсивность воздушного потока.



Автоматический климат-контроль


Автоматический климат контроль - система поддержания заданной температуры воздуха путем автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданной и текущей температуре в кабине. Для работы надо только задать температуру на панели управления, все остальное сделает автоматика.



Моторный тормоз


Моторный тормоз (также называют горный тормоз или ретардер) делает безопасным движение под уклон, не перегружая при этом рабочие тормоза. Применение моторного тормоза позволяет уменьшить износ колесных тормозов, продлить срок службы тормозных колодок и дисков и повысить эффективность торможения.



Подогрев сидений


Устройство для подогрева автомобильных сидений представляет собой электронагревательные панели, которые устанавливаются в каждую из двух частей автомобильного кресла (спинку и сиденье) и имеют ступенчатый регулятор степени нагрева. Данная опция особенна актуальна для стран с холодным климатом.



Адаптивный круиз-контроль


Система адаптивного (активного) круиз-контроля обеспечивает снижение нагрузки на водителя при управлении автомобилем. Контролируя расстояние до движущегося перед вами автомобиля, система ACC упрощает процесс управления автомобилем, снижая степень усталости водителя. Система оснащенная радаром, поддерживает постоянное расстояние до движущегося впереди автомобиля путем автоматического управления педалями газа и тормоза.

Водитель задает требуемую скорость движения и дистанцию до впереди идущего автомобиля, которую необходимо поддерживать.
При необходимости система отрегулирует скорость движения автомобиля, чтобы сохранить установленную дистанцию.



Система курсовой устойчивости


Система курсовой устойчивости представляет собой электронную систему активной безопасности, которая позволяет водителю сохранить управление автомобилем во время сложных маневров, таких как отклонение от курса при появлении препятствия или
затрудненное управление при прохождении неожиданно крутого поворота.

Данная система значительно снижает опасность внезапного опрокидывания при повороте или при быстрой перемене полосы движения, особенно это касается автоцистерн и автомобилей с высоким расположением центра тяжести. Во-вторых, система курсовой устойчивости значительно снижает опасность складывания автопоезда.

Электроника постоянно сверяет команды, подаваемые водителем (при повороте рулевого колеса) и фактическое направление движения автомобиля. При их несовпадении система автоматически снижает мощность двигателя и при необходимости кратковременно включает тормоза одного или более колес.



Парковочный радар


Парковочный радар - вспомогательная парковочная система, которая использует ультразвуковые датчики, врезанные в переднем и заднем бамперах для измерения дистанции к ближайшим объектам. Система издаёт прерывистый предупреждающий звук (и, в некоторых вариантах исполнения, отображает информацию о дистанции на ЖК дисплее, встроенном в приборную панель, в зеркало заднего вида и т. п.) для индикации того, как далеко находится машина от препятствия.

Когда расстояние до препятствия сокращается, предупреждающий сигнал увеличивает частоту. Первые звуки он издаёт при приближении к препятствию на 1-2 метра, а при опасном сближении с препятствием (10-40 см, в зависимости от модели) звуковой сигнал становится непрерывным. В некоторых моделях cистема может быть отключена, например, для использования на бездорожье. Как правило, система автоматически включается вместе с задней передачей.



Камера заднего вида


Камера заднего вида предназначена для облегчения управления автомобилем при парковке или при езде задним ходом. Камера автоматически включается при выборе задней передачи.



Противотуманные фары


Противотуманные фары крепятся внизу на углах бампера и освещают дорогу под слоем тумана.



Дополнительные спойлера


Спойлера или как их еще называют аэродинамические обтекатели уменьшают сопротивление встречного потока воздуха, обеспечивая значительную экономию топлива, особенно при перевозках на дальние расстояния. В зависимости от типа и размеров полуприцепа спойлер на крыше и боковые обтекатели могут обеспечить экономию топлива до 10 %.



Электронный ограничитель скорости


Электронный ограничитель не позволяет автомобилю двигаться быстрее заданной скорости. На грузовиках ограничители как правило отрегулированы на 87-92 км/ч - это означает что машина может двигаться с любой скоростью, не превышающей это значение.



Стояночный отопитель двигателя


Все автономные отопители, предназначенные для коммерческого транспорта и спецтехники, можно разделить на две основные группы: жидкостные и воздушные. Их различие заключается в том, что воздушный отопитель (так называемый «сухой фен») нагревает только воздух в кабине, тогда как жидкостный подогревает жидкость в системе охлаждения двигателя, и только после того, как температура в системе охлаждения достигает +40 °С, он подает команду на вентилятор штатного отопителя, который начинает нагнетать теплый воздух в кабину. То есть жидкостному отопителю для нагрева кабины нужно предварительно прогреть двигатель.

В настоящее время практически все грузовики, продаваемые на нашем рынке, оснащают автономными отопителями или предпусковыми подогревателями, главная задача которых – прогреть двигатель перед запуском в холодную погоду или догреть его при движении в сильный мороз.



Автономный отопитель кабины


Стояночный отопитель (автономка или фен) — система отопления кабины.

Все автономные отопители, предназначенные для коммерческого транспорта и спецтехники, можно разделить на две основные группы: жидкостные и воздушные. Их различие заключается в том, что воздушный отопитель (так называемый «сухой фен») нагревает только воздух в кабине, тогда как жидкостный подогревает жидкость в системе охлаждения двигателя, и только после того, как температура в системе охлаждения достигает +40 °С, он подает команду на вентилятор штатного отопителя, который начинает нагнетать теплый воздух в кабину. То есть жидкостному отопителю для нагрева кабины нужно предварительно прогреть двигатель.

Воздушный отопитель («сухой фен») функционирует так же, как и обычный фен, только нагреватель в нем стоит не электрический, а факельный, работающий на солярке из основного или дополнительного топливного бака. Дизтопливо сгорает внутри специальной замкнутой камеры, обдуваемой снаружи вентилятором, который подает нагретый воздух в кабину.



Зеркала с электроприводом и подогревом


Электропривод зеркал обеспечивает комфортную и более точную регулировку угла их наклона прямо из кабины грузовика. Электроподогрев не позволяет заркалам покрываться льдом при минусовых температурах.



Наружный солнцезащитный козырек


Средство безопасности, улучшающее обзор, когда яркие солнечные лучи светят прямо в лицо (например, при восходе и заходе солнца) и защищающее от прямых солнечных лучей кабину водителя. Также позволяет снизить температуру воздуха внутри кабины.



Проблесковые маячки


Световой прибор, служащий для привлечения внимания других участников дорожного движения. Важное средство обеспечения безопасности во время работы в условиях окружающего транспортного потока или в непосредственной близости от него. Как правило устанавливается на автомобилях для перевозки тяжелых, негабаритных и опасных грузов.



Люк в крыше кабины


Люк в крыше кабины обеспечивает приток воздуха для вентиляции кабины без использования системы климат-контроля или кондиционера. Как правило имеет несколько положений.



Электрокорректор угла наклона фар


Электрокорректор фар - устройство, позволяющее сохранять неизменным положение оптической оси фар вне зависимости от загрузки автомобиля.



Омыватель фар


Система предназначена для очистки фар мощной струей жидкости из бачка омывателя, подаваемой насосом высокого давления . Даже небольшое загрязнение фар резко снижает эффективность освещения, поэтому работа омывателя фар, непосредственно влияет на качество света. Особенно это актуально для Российских условий, когда на дорогах много грязи, а зимой - соли и песка.



Электрический привод подъема кабины


Гидроэлектрический механизм автоматически поднимает и опускает кабину, избавляя водителя от утомительной ручной "прокачки"



Центральный замок с дистанционным управлением


Центральный замок — система централизованной блокировки замков, которая позволяет одновременно закрыть или открыть все двери автомобиля. Важной функцией системы является возможность блокировки замков дверей дистанционно с пульта (брелок) или автоматически по срабатыванию таймера в случае, если автовладелец оставил автомобиль без присмотра открытым.



Многофункциональное рулевое колесо


Многофункциональное рулевое колесо (мультируль) - рулевое колесо, на котором установлены кнопки для управления различными системами (магнитола, круиз-контроль, бортовой компьютер).



Сейф в кабине


Для хранения ценных вещей. Запирается на ключ или кодовый камок.



Противоугонная система


Электронная система блокировки зажигания и подачи топлива. Делает невозможным запуск двигателя без наличии специального ключа-метки.



Предупреждающая система о покидании полосы


Система оповещения об отклонении от полосы движения отслеживает положение автомобиля на дороге и снижает опасность его выезда за пределы полосы. Данная система пригодится при перевозках на дальние расстояния, когда автомобиль движется с постоянной скоростью в однообразных условиях. Она при ходит на помощь водителю, когда он проявляет признаки рассеянности, усталости или недостатка внимания и снижает риск аварий при съезде с дороги.

Камера перед ветровым стеклом используетсдля отслеживания положени линий дорожной разметки. Если автомобиль собирается пересечь линию разметправой или левой стороны, система выключает звук радиоприемника и с помощью колонки с соответствующей стороны подает хорошо различимый сигнал, напоминающий звук при движении по шумовой полосе. Этот звуковой сигнал предупреждает водителя о необходимости выровнять автомобиль.

Алгоритм системы исключает возможность срабатывания сигнала при намеренном перестроении.



Датчик дождя


Датчик дождя — оптико-электронное устройство, устанавливаемое на ветровое стекло и реагирующее на его увлажнение. Используется для автоматического включения стеклоочистителей ветрового стекла при попадании на него осадков (дождя, снега и пр.)



Бортовой открытый


Бортовой открытый кузов является одним из самых распространенных типов кузовов грузовых автомобилей. При осуществлении работ по погрузке и разгрузке, транспортировке грузов различных типов он очень удобен. Бортовые грузовики можно разгружать с любой стороны, имея свободный доступ к грузу. Также бывает разновидность бортового кузова - тентованный бортовой.



Автобетоносмеситель


Автобетоносмеситель (АБС, бетономешалка, миксер) — грузовой автомобиль, оборудованный вращающейся ёмкостью для перевозки бетона.


 
 
Рейтинг@Mail.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню